Как выглядят новые водительские права РФ, как расшифровать их данные, чем они отличаются от предыдущих, для чего нужны изменения, как они повлияют на жизнь водителей, их взаимоотношения с ГИБДД? Попытки ответить на вопросы – в предлагаемом обзоре.
Водительское удостоверение нового образца 2020
Многие документы периодически меняют внешний вид, внутреннюю и наружную структуру, информационное наполнение. Причины обычно заключаются в появлении новых требований, моральном устаревании, несоответствии современным реалиям.
В «продвинутой» Европе под давлением феминизма в брачных документах перестали писать «муж» и «жена». Появились «супруг 1» и «супруг 2». Аналогично в свидетельствах о рождении именуют родителей. В России до этого пока не дошло, однополые браки и семьи не нашли законной и социальной поддержки.
Впрочем, это всего лишь лирическое отступление, не касающееся основной темы – новых водительских удостоверений образца 2020 года. Информация, содержащаяся в них на лицевой и тыльной сторонах, устаревает, теряет актуальность. Появляются новые категории и подкатегории. Сами бланки документов, что скрывать, кое-кто кое-где кое-зачем пытается подделывать. Да и постоянно возить их с собой в век всеобщей информатизации, когда ноутбуки и смартфоны научились распознавать владельцев по глазам, ушам и отпечаткам пальцев, становится анахронизмом.
В банке при выдаче пластиковой карты клиента кроме фотографирования просят сказать фразу в микрофон. Это позволит в дальнейшем, общаясь по телефону, идентифицировать его по тембру голоса.
Значит, водительские права нового образца 2020 должно соответствовать веяниям времени.
В первую очередь быть защищённым от подделок. Учитывая успехи современной полиграфии, не всегда находящейся в государственных руках, это достаточно сложная задача. Вспоминая нашумевшего в 60-х годах прошлого столетья В. И. Баранова, который попался чисто из тщеславия, можно предположить, что всегда найдётся искусник или даже кудесник… Впрочем, не стоит о грустном.
Другой путь – сделать так, чтобы права в принципе нельзя было подделать. Для этого стоит ликвидировать их материальный носитель. В цифровую форму планируют перевести ПТС, сервисную книжку. После реализации проекта с ними будет легко ознакомиться, находясь в любом месте, сложно что-то изменить (если не иметь к этому служебного доступа). Сделав новые права водительские 2020 полностью электронными, цифровыми, можно на очередной шаг приблизиться к запланированному идеалу.
Как выглядит
Театр начинается с вешалки, а водительские права с внешнего вида. Каждому, увидевшему их в первый раз бросится в глаза, как они выглядят. Это запомнится и будет рассказано друзьям, знакомым, пойдёт в народ. Более полную информацию не всегда видно невооружённым взглядом. Требуется внимательное, буквально под микроскопом, изучение поверхности, линий рисунка, особенностей оттенков, водяных знаков. Кроме того, современные документы могут содержать нечто, о чём можно только догадываться или узнать из авторитетных, компетентных источников – так называемая инсайдерская информация.
Водительские права нового образца 2020 года с первого взгляда мало отличаются от предшествующего варианта. Те же фотография, надписи, категории автотранспорта. Хотя, не только авто. В последних версиях к ним добавились троллейбус и трамвай.
Рисунки тоже похожи или даже идентичны. Внизу справа лихо делает вираж дорога или магистраль. Наверное, всё-таки обычное шоссе. Магистральным путям крутые повороты противопоказаны.
Вверху над фотографией в овале надпись «RUS», обозначающая гражданство владельца пластикового прямоугольника.
Появились забытые за десятилетие «PERMIS DE CONDUIRE» и «DRIVING LISENSE». Казалось, они канули в лету. В предыдущей версии было только отечественное «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ». А вот и вынырнули из глубин небытия. Это намёк на международный стандарт, которому соответствует документ. С ним можно ездить в странах, подписавших конвенцию.
Тыльная сторона тоже не балует нововведениями. Та же таблица с категориями, штрих-код. Его грозились поменять на новомодный QR, но почему-то оставили, как было. Видимо, не всё новое прогрессивно и ведёт к светлому будущему.
Вот какое изменение явно заметно, если старое и новое поколение положить рядом: цвет. Вернее оттенок. Неблагодарное дело пытаться объяснить эту разницу на словах. Остаётся приложить к описанию рисунок и надеяться на минимальные цветовые искажения при его полиграфическом или компьютерном воспроизведении

Какую информацию содержат российские права
Во многих зарубежных странах водительские права с успехом играют роль удостоверения личности. В США, например, даже основного. В них есть большая часть персональной информации: фамилия, имя, отчество, дата рождения и т. д. Нет домашнего адреса, но ГИБДД в недрах системы знает его. Недаром же уведомления о штрафах приходят прямо на дом.
Что ещё? Семейное положение? Это не основная информация. Личность определяется и без неё, тем более, сейчас у молодёжи в моде гражданский брак, когда семья как бы есть, но официально это нигде не значится.
ИНН? Ни в одной графе 12-значное число не присутствует. Может быть он спрятан в недрах штрих кода? Неизвестно. Хотя добыть его, зная ФИО и дату рождения, для государственной конторы сложности не представляет.
Из личного ещё есть медицинские данные, если они приводят к ограничениям в управлении автомототранспортом, их вносят в соответствующие пункты ВУ. Пример: GCL – glasses or contact lenses – обязательность ношения за рулём очков или контактных линз или HA/CF – hearing aid/communication aid – водить со слуховым аппаратом.
В некоторых случаях ставят отметку, обязывающую кроме прав иметь при себе и по требованию предъявлять медицинское заключение.
Остальная информация носит чисто служебный характер. Серия и номер водительского удостоверения. В первых четырёх цифрах зашифрован регион регистрации водителя и обозначение выдавшего права РЭО. Расшифровка остальных шести выдаст всё те же данные, о которых говорилось ранее.
Открытые категории – виды транспортных средств, которыми разрешено управлять – тоже интересны сотрудникам автоинспекции, но теряют всякий смысл вне руля. И, наконец, даты получения и окончания срока действия прав, открытие водительских категорий, если это происходило в разное время.
Вот, собственно, и всё, что можно извлечь из пластиковой карточки, именуемой правами.
Все данные расположены на строго определённых местах ВУ, именуемых полями и имеющих свои номера.
Лицевая сторона водительского удостоверения 2020: расшифровка данных
На этой панели находятся 9 полей. Их расположение можно увидеть на рисунке, а вносимые данные следующие:
- Поле №1. Фамилия.
- №2. Как звать водителя и величать. Размещено в одной строке, т. к. отчество может отсутствовать или обозначаться иначе, чем привычно. Например, Гассан Абдурахман ибн Хоттаб вместо Абдурахманов Гассан Хоттабович.
- №3. Дата и регион рождения. Здесь всё понятно, комментарии излишни. Хотя можно заострить внимание – именно регион, а не город или другой населённый пункт.
- №4. а) Когда водительское удостоверение было выдано – чч.мм.гггг.
- -//- b) Когда оно прекратит действовать – в этом же формате даты
- -//- с) Обозначение автоинспекции (ГИБДД), номера региона и подразделения РЭО – те же серия и номер прав.
- №5. Серия и номер водительского удостоверения – здесь эти данные обозначены полностью. Написано достаточно мелко, чтобы не бросаться в глаза. Быстро найти эту информацию на лицевой стороне можно только искушённым взглядом, который сразу знает, куда надо смотреть. Для остальных она теряется среди другой, написанной таким же однообразным шрифтом.
- №6. Собственно фотография водителя-владельца водительского удостоверения. Она цветная, анфас. Кстати, в некоторых европейских документах фото делается чёрно-белым, но в полупрофиль. Считается, что так лучше передаются особенности лица, оно становится более узнаваемым.
- №7. Личная подпись – автограф на память гаишнику. Она ставится на бланке после заполнения на компьютере всей остальной информации. Затем становится таким, каким его все видят и знают.
- №8. Регион регистрации. Обычно он совпадает с тем, в котором выданы права. Но в поле 4с он обозначен цифрами, а здесь написан словами.
- №9. Обозначены все открытые водительские категории. У крутого профессионала, владеющего всеми возможными видами транспорта, данная строка может быть полностью заполнена.
Под каждой сделанной кириллицей надписью есть её дублирование латиницей. Причём не перевод, а именно дублирование. Исключение – название документа. Формулировки «VODITELSKOE UDOSTOVERENIE» нет.
Расшифровка обратной стороны
Здесь для размещения данных предоставлено 6 полей – с 10 по 15. На центральном месте таблица с данными. В левом столбце, не имеющем нумерации, проставлены буквенно-числовые и графические обозначения водительских категорий – от мопеда до трамвая с троллейбусом.
- №10. Столбец с датами первого открытия каждой из них. Поскольку обучение на легковые, грузовые автомобили, мотоциклы может происходить в разное время, даты в строках часто различны.
- №11. Здесь дата окончания срока действия открытой категории водительского удостоверения 2020. По иронии судьбы она совпадает с окончанием срока действия водительского удостоверения, указанного в поле 4b.
- №12. Особые отметки, относящиеся к конкретной категории. Например, для В1 – квадрициклов – может стоять AS – автомобильная посадка или MS – мотоциклетная, т. е. верхом, AT – КПП «автомат» и т. д.
- №13. Тот самый штрих-код, в котором зашифровано многое, но неизвестно что. Для прочтения нужен специальный сканер. Современные смартфоны позволяют загружать приложения для сканирования штрих- и QR-кодов. Для их расшифровки и прочтения нужна специальная программа. Есть ли она в свободном доступе или засекречена и доступна только сотрудникам спецслужб достоверно неизвестно.
- №14. Особые отметки. В отличие от поля №12 они относятся не к отдельной категории, а к водителю или документу в целом. Обычно в нём ставят отметку GCL, обязывающую носить очки или линзы, HA/CF – пользоваться слуховым аппаратом. Могут написать серию и номер предыдущего ВУ, общий стаж вождения, хотя для этого достаточно информации в одной из клеток столбца под номером 10.
- №15. Завершающее поле на тыльной стороне. В нём продублированы данные поля №5 лицевой части. Это серия и номер прав. Здесь они написаны внизу крупно тёмно-красным цветом. Их не приходится разыскивать. Надпись сразу бросается в глаза.
Нововведения в водительском удостоверении 2020
Изменения в облике и наполнении водительского удостоверения происходили не одномоментно. На протяжении ряда лет оно менялось, становилось более соответствующим реалиям и международному дорожному законодательству. Некоторые из нововведений появились почти 10 лет назад, другим немногим более 5. В последнюю реформу их произошло не так и много. Наверное, будет не совсем правильным выделять только их и не упоминать, предыдущие. Поэтому в перечне будут приведены все небольшие шаги последнего десятилетия, в результате которых права стали такими, какие они есть сейчас.
- Надписи «PERMIS DE CONDUIRE» и «DRIVING LISENSE», понятные почти всей полиции цивилизованного мира – первое указание, что перед ними водительское удостоверение международного образца
- Расширенный перечень водительских категорий, начиная мопедами и заканчивая трамваями и троллейбусами. Это позволит всей шофёрской братии использовать документ одного образца, а заодно упростит его компьютерную обработку
- Штрих-код. Явный шаг в направлении компьютеризации водительских удостоверений. Осталось внедрить программное обеспечение и оснастить экипажи ДПС мобильными считывающими терминалами.
- Изменённая расцветка, новые голографические изображения, микротекст – средства защиты от подделки.
Есть разговоры о внедрении в структуру водительского пластика 2020 чипа, как в банковских картах. Пока он внешне не виден. Как ситуация будет развиваться в дальнейшем, покажет время. По крайней мере, при вводе в поисковик фразы «новые права водительские 2020 г» всё больше говорят о грядущей ликвидации физического удостоверения и всё больше о введении цифрового.
Выводы
- Новые водительские удостоверения лучше защищены от подделки.
- С ними можно ездить в станах-участницах договора о дорожном движении.
- Вместо 5 водительских категорий введено 16, охватывающих все виды транспортных средств с дифференциацией по весовым и мощностным характеристикам.
- Появились особые отметки в водительском удостоверении, ограничивающие управление по медицинским показателям водителя и техническим особенностям ТС.
- Введён штрих код, облегчающий автоматизированное считывание информации в водительском удостоверении 2020.