Новые правила прохождения техосмотра в 2020 году
Техосмотр 2020 – новые правила. Какие ожидаются изменения? Как часто будут делать техосмотр? Когда ждать вступления в силу нововведения? Плюсы и минусы для автомобилистов. Как всё будет выглядеть и работать? С какого числа?
Всё – в предлагаемом обзоре.
Правовое обоснование проведения техосмотра в России в 2020 году и действующие законы
Технический осмотр автотранспорта проводится с определённой регулярностью. Цель мероприятия – не допустить на дороги автомобили, чьё техническое состояние не соответствует законодательно установленным показателям. Их полный список можно прочесть в Решении комиссии ТС о принятии ТР ТС 018/2011.
Обязательность проверок зафиксирована в общероссийском законе № 170. В нём прописана действующая на текущее время периодичность для всех существующих типов автомобилей, объём контрольных операций, регламент, права, обязанности и ответственность лиц и организаций, причастных к проведению процедур.
Информация о законе
В упомянутый закон за время его существования – с 2011 года – был внесён ряд поправок, с учётом которых он действует и сегодня. Изменения носили в основном косметический характер – менялись формулировки, наименования организаций. Суть практически не менялась.
В настоящий момент – июнь 2020 года – действие закона приостановлено из-за гуляющей по миру и стране неведомой эпидемии. Техосмотр для официального ОСАГО 2020 временно не нужен. Полис можно покупать и продлевать при его отсутствии. Его можно будет получить позднее. О сроках обещали объявить.
Техосмотр 2020 – изменения в законопроекте
Несколько последних лет в правительственных и околоправительственных кругах бродит идея о реформе процедуры техосмотра. Высказываются мнения от необходимости полной отмены (по крайней мере, для частников) до ужесточения и возврата гаишникам права проверять исправность прямо на дороге.
То и другое – крайности, но определённые шаги в сторону изменений делаются. Что-то из запланированного уже должно было начать действовать. Техосмотр с 1 марта 2020 года собирались фиксировать на видео. Но жизнь внесла коррективы, и введение новшеств перенесли. Часть из них изменили.
Основные положения о ТО
Из основных положений внимания заслуживают следующие инициативы:
- ДК – диагностический документ – сделать электронным (ЭТО техосмотр). Её можно даже потерять. Главное – сохранить номер, по нему можно восстановить всё остальное. Дубликат карты должен выдаваться, но его распечатка, в общем-то, уже не актуальна. Предъявлять её не требуется.
- Периодичность техосмотра не входит в главу основных положений. Но для подавляющего большинства автомобилистов это гораздо весомее, чем собственность стенда для диагностики и определение стационарных и передвижных точек техосмотра. Интервалы станут больше.
Перспективы принятия
Как показывает жизнь, говорить о каких-то перспективах можно бесконечно. Всегда найдутся доводы для сторонников любой точки зрения. Конечно, существующая система ТО несовершенна. Она оставляет место для толкований и злоупотреблений.
Операторы стремятся прицепиться хоть к чему-нибудь. Например, на одном из пунктов автомобиль перед въездом на линию должен был пройти техническую мойку. Потом с мокрыми тормозами стенд показывал разницу в силе торможения слева и справа: не допущен, приводи в порядок и приходи в следующий раз.
В проекте закона заслона подобным трюкам не видно.
Когда новый закон будет вступать в силу
Все разговоры или замыслы однажды могут материализоваться. Так и с новыми изменениями в техосмотре. Предполагается, что это произойдет в следующем году. По крайней мере, в проекте обновлений 170-го федерального закона сказано, что он начнёт действовать с 1 марта 2021 года (не с 1 января, чтобы не стало новогодним подарком). Всё может поменяться, если случится очередной форс-мажор, например вторая волна коронавируса заставит опять отложить, будущей весной он должен заработать (или забуксовать).
О сроке вступления новшеств в силу сказано в последней строке правительственного постановления №741.
Отменили ли обязательный техосмотр в 2020 году и что изменилось
По свежей информации, сейчас из-за карантина страховку ОСАГО можно покупать и продавать без листа исправности автомобиля. В обществе поползли слухи об отмене бельма на глазу автовладельца – техосмотра.
На самом деле он никуда не делся, так и остался обязательным. Его просто перенесли. Как только поступит команда, что опасность миновала, всем застрахованным в период временной амнистии дадут время, чтобы сделать положенное.
Ужесточение техосмотра
Наивно думать, что цель изменений – облегчение условий жизни собственников и владельцев автомобилей и мотоциклов. Кое-что для них, конечно, предполагается сделать хорошего. Основные же изменения имеют цель снизить аварийность на дорогах, а для этого потуже закрутить гайки.
В СМИ много говорится о высокой смертности в ДТП на российских автодорогах. Но, почему-то, не удаётся припомнить никакой приведённой аналитики ГИБДД, связывающей печальные цифры с исправностью транспортных средств.
Остаётся только ждать и смотреть, как это будут проводить.
Поправки в законодательстве о ТО
Нововведения к «любимому» всеми водителями процессу содержит положительные и отрицательные стороны.
Сначала о грустном.
В новой версии процедура выявления неисправностей должна полностью записываться на видео. От начала до конца. Затем полученный фильм «Техосмотр 2020» онлайн передаётся в систему ЕАИСТО, где и хранится. Сколько? Неизвестно.
Второе, на первый взгляд, не имеющее отношение к водительскому сообществу – аннулирование аттестата аккредитации оператора ТО.
Хорошее заключается в увеличении срока между проверками для отдельных видов авто.
Основные минусы нового закона о техосмотре
В предыдущем разделе было сказано об отрицательных моментах нововведений.
Требование видеофиксации. Помнящие о «законе Яровой» заметили существенное повышение стоимости мобильной связи. Хранение видеороликов с проверкой машин тоже потребует средств и финансовых трат. Это не может не сказаться на стоимости услуг. Возможно, власти согласятся на фотофиксацию.
Лишение аккредитации. Есть высказывания, что вместе с этим станут недействительными все выданные ими карты диагностики. За езду без них предусмотрен штраф.
Автовладелец потратился на ТО, а оператор где-то в чём-то согрешил. Машина перешла в статус «без техосмотра». Владельцу пришло «письмо счастья».
Распространенные вопросы
Перечисленные плюсы и минусы нового закона – пока законопроекта – обсуждаются в автомобильных кругах. Каждый из них по своему интересен, но наиболее обсуждаемо изменение периодичности техосмотра. Это определяет частоту, с которой возникают остальные ситуации. Чем они реже, тем меньше концентрация неприятностей в моторизированной жизни.
Будут ли льготы для пенсионеров? Это решают власти регионов. В законопроекте об этом молчат.
Изменение сроков проведения техосмотра
Периодичность осмотров несколько раз менялась. Сначала все были обязаны явиться пред ликом инспектора раз в год, а кое-кто и чаще. Затем новые авто до трёхлетнего возраста избавили от этого счастья. Да и потом, до 7 лет, поверяться приходилось через год. В новой редакции картина изменилась, для многих, особенно частников, в лучшую сторону.
До этого о законопроекте говорилось в будущем времени. Но эта часть представляется в настоящем. Увеличение сроков не требует подготовительных процессов. Поэтому всё присутствует в 15 статье действующей версии 170-го закона (от 1 апреля 2020 года).
Легковые автомобили, грузовые категории В, мотоциклы
Правилами прохождения техосмотра в 2020 году для легковых автомобилей и остальных, перечисленных в подзаголовке, установлено следующие периоды проверки:
- От ноля до четырёх. От техосмотра полностью освобождены. Априори транспорт считается исправным. Такое доверие стали внушать заводы-производители.
- От четырех до десяти. Проверки становятся чаще – раз в два года.
- Десять и старше. Ежегодно. Хотя в былые годы десятилетний «Мерседес» и даже «Фольксваген» давал фору новым «Жигулям».
Такси, автобусы, грузовики для перевозки пассажиров
Здесь периодов меньше – только два:
- От ноля до пяти. Раз в год.
- Старше пятилетнего возраста – дважды в год.
Это понятно – людей возят, ездят много. Необходимо следить тщательнее.
Грузовики категории С и учебные автомобили
У этой автомобильной группы периодичность техосмотров совпадает с предыдущей:
- До пятилетнего возраста проверки каждый год.
- После пятилетия – через полгода.
Автомобили для перевозки опасных грузов
Эту категорию автомобилей будут рады видеть в пунктах проверки исправности всех систем чаще всего – 1 раз в 6 месяцев.
Внимание! В рекламе автосалонов и объявлениях о продаже подержанного автотранспорта очень часто мелькает фраза: «год выпуска такой-то, куплен в таком-то» (годом или двумя позже). Следует знать, все возраста, указанные в подпунктах периодичности техосмотра, считаются момента изготовления, а не продажи. За нахождение на складе у автодилера льготный период не продлевается.
Когда вступят в силу новые правила техосмотра 2020 года
Нововведения предусматривали изменение нескольких процедур. Для одних требовалось лишь подписание бумаг, для других материальные обновления с финансовыми вложениями.
Видимо страховое и техническое лобби не было готово к нескольким объявленным датам. Поэтому в очередной раз сделали продление. Предполагается ввести их с 1 марта 2021 года.
Выводы
- В процедурах техосмотра ожидаются нововведения. Часть уже действует, остальное будет вводиться с 1 марта 2021 года.
- Процесс проверки предполагается фиксировать. Видеозапись передавать в ЕАИСТО.
- С введением ЭТО-техосмотра получение ДК на руки станет ненужным.
- При аннулировании аккредитационного аттестата оператора ТО предлагается ликвидировать все выданные им карты проверки.
- Изменилась периодичность технической проверки автотранспорта. Сроки, когда её надо проходить, перечислены в 7 разделе статьи.
- Если видеофиксацию не заменят фотографированием начала и конца процедуры, возможно госпошлина за ТО будет стоить дороже.