Какие нужны водительские права на квадроцикл, как получить
Нужны ли права на квадроцикл. Какие? Отличается ли он от квадрицикла, если да, то чем? Где нужно учиться, кому и какие экзамены сдавать? Ответы на все вопросы – далее в статье.
Нужны ли права на квадроцикл и снегоход
Перед началом рассмотрения вопроса необходимо обратить внимание на теорию.
Действующие российские ПДД – в дальнейшем просто правила – регламентируют дорожное движение, т. е. езду «в пределах дорог».
Квадроцикл же и снегоход по определению считаются мотовездеходами – внедорожными транспортными средствами, не предназначенными для езды по дорогам. Характерная особенность обоих – это пригодится в дальнейших сравнениях – посадка водителя, как на мотоцикле, т. е. верхом и руль, как у того же двухколёсного экипажа, а не автомобильная баранка.
Раз оба должны двигаться вне дорог, их водителю требуются особые права для управления. Какие – будет разобрано далее в статье.
Справка! Определение квадроцикла в российском законодательстве отсутствует. Согласно Женевской конвенции это четырёхколёсная внедорожная техника. Ближайшее определение подобного транспорта содержится в российском стандарте 52008. Для определённости предлагается его и считать квадроциклом. Для снегохода существует свой стандарт – 50944. В дальнейшем может понадобиться брать из этих документов дополнительные сведения.
Чем отличаются квадрОцикл и квадрИцикл
Эти колёсные транспортные средства могут выглядеть похоже. К тому же у них очень сходные названия – разница всего в одной букве. Некоторые считают это ошибкой произношения и приравнивают механизмы один к другому.
Для разрешения спора лучше всего призвать на помощь официальный источник информации. Лучше всего – стандарт России 51815. Там сказано, что квадрИцикл предназначен для езды по общей дорожной сети. Кроме хитросплетения массовых и мощностных характеристик, кубов цилиндров в определениях есть следующие моменты:
- У квадроцикла мотоциклетные посадка и руль
- У квадрицикла об этих конструктивных элементах не упоминается.
Следовательно, рассуждая методом исключения, можно сделать ВЫВОД: если присутствуют оба отличительных признака – это квадрОцикл, если только один или ни одного, т. е., в наличии автомобильные сиденья и/или руль-баранка – квадрИцикл.
Забегая вперёд, можно отметить:
- Водительские права для квадрИцикла, если они предусмотрены, должны выдавать в ГИБДД
- Для квадрОцикла (и снегохода) – в Гостехнадзоре.
Примечание 1. На каждое ТС должен выдаваться паспорт. Если в нём сказано, что оно внедорожное, значит, квадроцикл, если нет – квадрицикл, независимо от типа посадки водителя и формы руля… Снегоходы сомнений не вызывают.
Примечание 2. Стандарт 51815 не включает в себя багги, следовательно, они относятся к внедорожным квадроциклам.
Какие права нужны на квадроцикл и снегоход
Поскольку рассматриваемые транспортные средства предназначены для эксплуатации вне автодорог, значит и водительское удостоверение для него должно выдаваться аналогичное с самоходной внедорожной техникой.
В эту группу согласно правительственному постановлению № 796 входят категории:
- А-I для квадроциклов и снегоходов с максимальной скоростью до 50 км/ч
- В – то же, но с мощностью мотора до 25,7 кВт (34 л. с.). Обычно эту категорию не упоминают применительно к квадроциклу и снегоходу. В ГОСТах их мощность и скорость не регламентируется, а реально существующая техника может ездить быстрее 50 км/ч.
Если в ПТС не значится эксплуатация вне дорог, а транспорт колёсный, значит фактически это квадрицикл.
Для него предназначены категория В1.
От записи зависит, какая категория на квадроцикл или квадрицикл должна быть получена.
Отличие категорий М, А и В1 для самоходных машин
После определения категорий, положенных внедорожным самоходкам – колёсным и гусеничным – надо внести ясность куда деть технику, ездящую по общим автодорогам. Сразу отделяются снегоходы – их место на бездорожье. Остаются квадро- и квадрициклы.
В водительских правах для легковой техники, не являющейся автомобилями выделены категории М, А и В1:
- А с подкатегорией А1 – предназначена для мотоциклов – два колеса и посадка верхом
- М – мопеды и лёгкие квадрициклы массой меньше 350 кг, мощностью – до 5,3 л. с. (4квт), скорость – до 45 км/ч
- В1 – прочие квадрициклы и трициклы.
В соответствии с 25 статьёй Закона пишется «квадрИцикл», но учитывается сказанное в примечании к предыдущему разделу. От этого зависит какая категория нужна на квадроцикл.
Требования к водителю
Первый критерий – возраст. Для категорий дорожных машин: М – не меньше 16 лет, В1 – соответственно 18. Для спецтехники: А-I – 16, В – 17.
Для получения разрешения управлять снегоходом или квадроциклом водителю необходимо пройти обучение (допускается самостоятельное) по установленной программе и сдать экзамен. Кроме того посетить лицензированное медучреждение и получить медицинскую справку с отметкой о допуске к управлению ТС искомой категории.
Процедура обхода врачей не отличается от прочих случаев получения прав. Те же глазник, лор, хирург и т. д. Завершают, вернее, начинают круги ада невролог и нарколог.
Учитывая специфику управления, перечень запретов для категорий М и В1 с посадкой верхом вынесен в отдельный пункт. В нём упоминается укороченная нога, отсутствие фаланг пальцев и т. д.
Таких требований нет для квадрицикла с автомобильным сидением или/и круглым рулём.
Как получить права на квадроцикл, снегоход имея категорию «А», «А1» или «В»
Часто удостоверение для управления внедорожными машинами желают получить водители с открытыми дорожными категориями. Они имеют навыки вождения, знают ПДД. Им нет необходимости повторно проходить однажды освоенные учебные программы. Учитывая конструктивные различия ТС категорий А (А1) и В можно предположить следующее:
- Умеющим водить мотоцикл можно ездить на снегоходе и квадроцикле, т. к. на всех видах одинаковый тип посадки (верхом) и руля (не баранка)
- Водителям автомобилей (В) надо продемонстрировать новые навыки управления, т. к. меняется тип сиденья и рулевого управления.
Получается, что мотоциклистам новые квадроцикло-снегоходные права следует выдавать без экзаменов, а автомобилистам – после практических испытаний.
Что по этому поводу сказано в законах? Инструкция, прилагаемая к 807-му приказу Минсельхоза, предписывает владельцам прав с открытой категорией А проставлять разрешение в графе A без экзаменов.
Про В в документе не сказано ничего. Да и об А есть небольшая оговорка –
Внимание! если они выданы до 01.01.2000.
Получается, что с юридической стороны во всех остальных случаях экзамены обязательны.
Остаётся надеяться на благоразумие должностных лиц.
Практика показывает, что они придерживаются разумной точки зрения и выдают мотоциклистам права без экзаменов, автомобилистам – после проверки практических навыков.
Где получить документ
Поскольку квадроциклы и снегоходы относятся к внедорожной технике, ГИБДД к выдаче прав отношения не имеет. За получением надо обращаться в местные органы Технадзора. Там организуют необходимое обучение, сдачу экзаменов, приём и проверку положенного комплекта документов и справок, оплаты (как же без этого) и выдачу удостоверений с соответствующей разрешительной отметкой.
Найти уполномоченную организацию, узнать её адрес и телефон в каждом регионе можно в интернете задав вопрос в поисковике (Гугл с Яндексом в помощь).
Необходимые документы для получения прав
По традиции для получения желаемых «корочек» придётся собрать и предъявить множество разных бумаг.
В ассортименте они не отличаются от аналога подаваемого в ГИБДД:
- Паспорт или эквивалентный документ
- Заявление с просьбой допустить: к обучению, сдаче экзаменов
- Медсправка с отметками об отсутствии запрета управлять определёнными категориями
- Свидетельство о прохождении обучения (если есть)
- Удостоверения о праве управления автомототранспортом (при наличии)
- Фотографии 3*4, если снимки не делаются при оформлении бланка
- Квитанции об оплате. При перечислении положенных сумм через Госуслуги в ГИБДД предъявления распечатки не требуется. Про Гостехнадзор упоминания нет, поэтому подробности надо узнавать на месте.
Стоимость оформления прав
Цена – понятие динамичное, она зависит от времени и региона. Поэтому приведённые данные будут весьма ориентировочными. Госпошлина ещё может как-то регулироваться органами власти. Стоимость же обучение всецело определяется конкретным учебным заведением.
В качестве примера приведено предложение нижегородской учебной организации «Базис». В зависимости от количества практических занятий стоимость колеблется в пределах 5000-7000 руб. Индивидуальные занятия дороже.
Государство возьмёт за бумажные права 500 рублей или 350 со скидкой. Пластик оценивается в 2000 (1400) руб.
Как сдать экзамен в гостехнадзоре
Общая процедура не отличается от подобной в ГИБДД – теоретическая часть, успешно преодолевшие её допускаются к практической. Имеющие водительские права с автомобильной категорией стразу начинают с практики.
Сдача теории проходит в виде ответов на экзаменационные вопросы. Предлагается несколько вариантов, среди которых надо выбрать правильный.
Процесс зависит от технической оснащённости. В одних подразделениях выдаётся лист с таблицей, в других всё делается на компьютере. В последнем случае результат может быть показан сразу после окончания ответов.
Что изучают при подготовке к экзамену
В учебную программу включено несколько разделов. Приказом 1408 Минобнауки утверждён примерный список тем. Конкретный план обучения оставляется на усмотрение образовательной организации.
Рекомендуется изучить:
- ПДД
- Устройство техники и основы эксплуатации
- Психофизиологию водителя
- Основы техобслуживания
- Приёмы медпомощи.
Практика заключается в обучении ездить змейкой, парковке задним ходом, движении на подъём с остановкой, развороте в ограниченном пространстве.
Теоретический курс и практическое вождение
Весь учебный процесс делится на теорию и практику. В зависимости от типа трансмиссии, с которой предстоит ездить курсанту, он занимает от 52 до 54 часов. Так же, как и с автокурсами, обучение на АКПП проходит быстрее.
В отличие от автомобиля практическая часть более скоротечна. Причём некоторые школы уменьшают её до 1-2 занятий.
Стоит ли соглашаться с таким «ускорением» или выбрать курсы с более полным объёмом предлагается решить соискателю прав, трезво оценив собственные навыки. Автошколы – всё-таки коммерческие организации. Чем больше будущих водителей пройдёт через них, тем выгоднее. Многие имеют «прихват» с экзаменаторами, и практически все получают права с первой попытки.
Потом они остаются со своим транспортом наедине и удивляются, почему он глохнет при отпускании сцепления.
Что делать после сдачи экзаменов
Успешно отучившимся и справившимся с итоговыми испытаниями надо идти в уже упомянутый Гостехнадзор за получением прав на управление.
Для этого собираются перечисленные ранее документы и вместе с квитанцией об оплате пошлины подаются в уполномоченное отделение.
Записаться или занять очередь можно при личном посещении или через Госуслуги.
Наказание за отсутствие водительского удостоверения
За езду на квадроцикле и снегоходе без прав предусмотрен штраф. КоАПП определяет его размер в 5000-15000 рублей.
При этом сам квадроцикл или снегоход могут арестовать и увезти на штрафстоянку со всеми вытекающими последствиями.
Выводы
- На квадроцикл или снегоход обязательно получать водительское удостоверение с соответствующей типу категорией.
- Основное отличие квадроцикла от квадрицикла заключается в посадке и конструкции рулевого управления. У первого они мотоциклетные, у второго – автомобильное сиденье и/или руль.
- Для квадроцикла и снегохода требуется открыть категорию А-I, для квадрицикла – М или В1.
- Водитель должен быть не моложе 16 лет для получения категорий А-I и М, 18 – В1.
- При наличии мотоциклетной категории права на снегоход выдаются без экзаменов. Имеющие автомобильные права В сдают испытания по вождению.
- Процесс обучения и сдачи экзаменов в Гостехнадзоре аналогичен процедуре в ГИБДД: лекции, практика, проверка знания теории, практические испытания.
- После сдачи экзамена подаются документы на получение удостоверения.
- Штраф за езду без прав – от 5 до 15 тыс. руб.