Как оформить автомобиль в ГИБДД по договору купли-продажи

Приобретение автомобиля представляет собой крайне важную и ответственную процедуру как с юридической, так и с практической точки зрения. На данный момент вариаций приобретения авто существует несколько, и каждая из них требует определённого уровня юридической грамотности от гражданина. Одновременно с этим, нередко, бюджет потенциального покупателя машины сильно ограничен, а потому выбирать приходится что-то из вторичного рынка и в буквальном смысле покупать машину с рук. Именно здесь важно не просто быть внимательным, но и юридически грамотным, ведь даже сейчас интернет-порталы кишат мошенниками и недобросовестными продавцами.

Итак, как оформить машину при покупке с рук, какие опасности могут ожидать обычного покупателя, какие юридически нюансы нужно учесть и что делать после завершения сделки? Ответы на эти и многие другие вопросы будут даны прямо сейчас!

Оформление авто с рук

Покупка автомобиля с рук – оформление документов в 2020 году

Юридически важные процедуры такого рода в любом случае проходят одинаково, то есть через оформление договора купли-продажи имущества, в данном случае автомобиля. Сама сделка проходит в несколько этапов и именно подготовительные шаги здесь играют наивысшую роль. В зависимости от внимательности при осмотре авто, подготовленности документов и чистоты содержания договора зависит успех сделки.

Самый первый шаг – это общение с продавцом. Уже на этом этапе половина покупателей зачастую отсеивается, ведь у машины обнаруживаются те или иные недостатки, или стоимость транспорта заметно повышается из-за каких-то дополнительных удобств.

Важно! Обязательно уточнить стоимость ТС, даже если она заведомо известна и указана на интернет-портале.

Очень важно, чтобы продавец назвал полную сумму сделки. Затем не помешает уточнить форму и порядок передачи договоренностей. Ни в коем случае не нужно соглашаться даже на маленькую предоплату, ведь со 100-процентной вероятностью это мошенник. Помимо этого, гражданин должен обсудить порядок замены настоящих госномеров на авто и порядок передачи ключей от него.

Следующий этап – проверка автомобиля на наличие штрафов и прочих юридических моментов, которые иногда могут стоить дороже самого авто. Необходимо запросить у продавца информацию относительно ПТС, с помощью которой фиксируются данные о прошлом обладателе машины, год выпуска, государственный номер и VIN. Вполне возможно, что транспорт находится в угоне, особенно это заметно, когда цена на него заметно занижена и «срочно» продается без весомых на то причин.

Более того, по вышеназванному паспорту можно пробить технические характеристики модели, что также немаловажно.

Последний шаг перед оформлением договора – визуальный осмотр потенциальной покупки и личное общение с продавцом. Гражданин сразу же должен запросить оригиналы документов и если продавец не будет готов их предоставить, то это уже тревожный знак. При этом осмотр машины нужно осуществлять максимально внимательно, ведь в ином случае можно купить лишь груду металлолома или стать невольным «соучастником» преступления.

Как оформить машину на себя при покупке с рук – заключение договорных обязательств

Договор купли-продажи автомобиля

Как только вышеназванные проверки были пройдены, то можно переходить к формальностям, а именно заключению договора и закреплению обязательств между сторонами. В первую очередь нужно разобраться со структурой договора купли-продажи. Он в обязательном порядке включает в себя:

  1. Сроки оформление документа. Должна быть указана точная дата и место подписания.
  2. Контактная информация относительно сторон. В частности, обязательно прописать паспортные данные продавца и покупателя.
  3. Информация по ТС. Достаточно указать полные данные на авто и сведения из паспорта.
  4. Наличие дополнительных штрафов или санкций по отношению к покупке. Вполне возможно, что покупатель заведомо знал о наличии штрафов на ТС и за понижение стоимости согласился взять их на себя. Так или иначе, этот момент также прописывается в бумагах.
  5. Оформление автомобиля при покупке – принцип заключения сделки. Как именно будут переданы деньги, когда сделка считается завершённой и в какие сроки ожидать оплату – это самый важный пункт во всем договоре и малейшая ошибка здесь непоправима.

Обратите внимание! Даже если какие-то из представленных полей нужно оставить пустыми, то гражданину следует поставить на их месте прочерки или другие обозначения, чтобы вторая сторона не могла поставить там свои данные, тем самым сфальсифицировав документы.

Оформление ПТС

После заключения договора купли-продажи необходимо внести изменения в паспорт транспортного средства и обозначить там нового владельца.

В самом ПТС необходимо указать дату совершения покупки, сведения из договора купли-продажи (его персональный идентификационный номер, дату оформлением договора). В самом конце проставляется подпись покупателя и продавца.

При этом стоит учесть еще несколько нюансов. Во-первых, если место в паспорте закончилось, то обе стороны обязаны явиться в государственные органы ГИБДД и переоформить паспорт с дальнейшим указанием нового владельца. Во-вторых, если речь идет про оформление сделки между юридическим и физическим лицами, то обязательно проставить помимо подписи продавца еще и печать компании. Более подробно о нюансах проведения такой процедуры можно прочитать в одном из следующих разделов.

Передача ключей и прохождение ТО

Передача ключей осуществляется строго после прохождения всех юридически важных шагов. К тому моменту у покупателя на руках уже должны быть два экземпляра договора купли-продажи, акт приема передачи (подробнее про его оформление в следующих разделах) и непосредственно свидетельство о регистрации паспорта ТС.

Если ранее продавец не предоставил диагностической карты на авто, то потребуется самостоятельно пройти технический осмотр. Если сделать это уже после начала эксплуатации машины, то все выявленные неисправности придется чинить за свои деньги, так как аннулировать сделку будет невозможно.

Важно! Нельзя оформлять сделку без диагностической карты, ведь только с помощью неё впоследствии оформляется полис ОСАГО.

Завершающие этапы сделки при оформлении ДКП автомобиля

Если говорить про саму сделку купли-продажи автомобиля, то теперь перед сторонами осталось лишь два нерешенных вопроса, а именно завершение сделки путем подтверждения передачи транспорта и денежных средств. Оформление такого документа говорит в первую очередь о том, что обе стороны свои обязательства выполнили и более не имеют разногласий. То есть, даже если впоследствии и появятся какие-либо претензии покупателя к продавцу или наоборот, то решать их на юридическом уровне будет невозможно.

Составление акта приема-передачи автомобиля

Составление этого документа осуществляется на основании Гражданского Кодекса РФ, а именно 425 и 454 статей. Перед закреплением сделки посредством этого документа рекомендуется хотя бы косвенно, но ознакомиться с ними.

Как уже говорилось ранее, факт передачи ТС и получения денег со стороны продавца нужно документально зафиксировать, а иначе текущий договор купли-продажи очень легко аннулировать, а сделку признать недействительной. Как только обе стороны признают, что согласны на оговоренные условия сотрудничества, то они могут прописать это в акте приёма-передачи автомобиля. Сам по себе документ в обязательном порядке включает в себя следующие пункты:

  1. Название документа.
  2. Контактная информация относительно участников договора. ФИО, дата рождения, место регистрации и фактическое место проживания являются обязательными пунктами.
  3. Информация относительно передаваемого автомобиля (как и в случае договора купли-продажи).
  4. Сведения об имеющихся недостатках автомобиля.
  5. Фиксация факта передачи транспортного средства и сопроводительных документов продавцом, а также денежных средств покупателем.
  6. Отчуждение сторон от претензий друг к другу. То есть, продавец соглашается на передаваемую ему сумму денег, а покупатель, несмотря на имеющиеся у машины недостатки (если они есть), принимает ТС.
  7. Дата составления документа и подписи с расшифровкой.

Когда передавать деньги?

Передача денег за авто

Способов передачи денег может быть три:

  1. Наличный расчёт без помощи третьих лиц, которые выступают гарантами сделки.
  2. Наличный расчет при помощи третьих лиц. В таком случае нужно понимать, что гарант за свои услуги будет брать определенный процент комиссии со сделки.
  3. Расчет посредством электронного банковского перевода. В современном мире именно этот вариант находит наибольшую популярность и подразделяется на два варианта. Во-первых, это стандартный перевод на банковскую карту, либо открытие аккредитива, то есть банковского счета.

Постановка ТС на учёт

Как только все договорённости были закреплены, документы оформлены, а стороны остались довольны сделкой и получили задуманное договором купли-продажи, то далее стороны должны пройти через некоторые этапы регистрации авто.

Замена номеров

Здесь все зависит от пожеланий продавца, ведь при необходимости номера можно забрать, утилизировать или оставить у текущего покупателя, но тогда нужно оповестить об этом государственные органы ГИБДД. В ином случае все штрафы будут приходить прошлому владельцу.

Если продавец решает оставить текущие государственные номера, то важно помнить про ещё один недавно появившийся нюанс. Отныне каждый номер имеет собственную привязку к региону. Если место нынешнего нахождения авто заметно отличается от другого, то происходит несоответствие регионов и новый владелец должен получить другие номера через ГИБДД.

Покупка авто с пробегом с рук – оформление в ГИБДД

Помимо замены номеров, оформление машины в ГИБДД по договору купли-продажи включает в себя полную регистрацию новых документов с указанием нового владельца.

На эту процедуру у гражданина будет не более 10 календарных дней, после чего придется вместе с оформлением также заплатить штраф за просроченное время, если на то не было уважительных причин.

В конечном итоге на руках должны быть свидетельство о регистрации, обновленный паспорт ТС и новые регистрационные знаки (если их вообще меняли).

Особенности оформления купли-продажи автомобиля между юридическими лицами

Оформление договора между юрлицами

Когда речь заходит про любые сделки, происходящие между юридическими лицами, то даже самая обычная процедура заметно усложняется, ведь по сути каждая сторона сделки – это полноценная компания, за которой стоят десятки сотрудников. Для проведения операции при таком раскладе ход сделки видоизменяется следующим образом:

  1. Снятие транспортного средства с регистрационного учета у старого владельца.
  2. Составление договора купли-продажи между сторонами сделки.
  3. Подготовка пакета документации и предварительный осмотр приобретения.
  4. Передача автомобиля новому владельцу и закрепления обязательств.
  5. Передача денежных средств и составление акта приема-передачи автомобиля.
  6. Решение вопроса относительно размеров налога на продажу ТС и его выплата.

Особенности оформления купли-продажи автомобиля между юридическим и физическим лицами

Примерно таким же образом происходит оформление покупки при сотрудничестве юридического лица с физическим. В итоге мы имеем следующую последовательность действий:

  1. Все ранее названые подготовительные этапы, включая общение продавца и покупателя, подготовку пакета документов, осмотр ТС и так далее.
  2. Оформление договора купли-продажи.
  3. После оплаты стоимости ТС она проходит повторное техническое обслуживание, после чего результаты проверки направляются покупателю.
  4. Передача документов и ключей от машины. В пакет документов входит ПТС, диагностическая карта и СТС.

Что делать при отказе в постановке на учет через ГИБДД?

Отказ в постановке на учет

При таком раскладе с юридической точки зрения имеется лишь два способа действия. Во-первых, нужно исправить все обозначенные причины, на основании которых и произошел отказ. Во-вторых, если основания для отказа являются недостаточно вескими, то гражданин может оспорить их, подав апелляционную жалобу вышестоящему руководству, а впоследствии и в судебные инстанции.

Подведение итогов

Покупка и оформление транспортного средства на вторичном рынке является весьма рискованной процедурой и лишь полное знание всех юридических нюансов может помочь ее успешному выполнению. Очень важно обращать внимание на каждую весомую деталь, начиная от информации, которую говорит продавец по телефону и заканчивая сведениями, прописанными в договоре. Малейшее несоответствие данных может привести к более чем глобальным последствиям. Чтобы не повестись на удочку аферистов и недобросовестных продавцов гражданин должен пройти через каждую выше обозначенную процедуру и при необходимости заручиться поддержкой опытного юриста. Только так можно добиться желаемого результата.